Жи́вопись — вид
изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения
красок на твёрдую или гибкую
поверхность.
Существует два вида живописи: станковая и монументальная. К станковой живописи относят произведения, существующие независимо от места создания. В основном это картины, созданные на мольберте (то есть на станке) художника. В станковой живописи преобладают работы выполненные масляными красками,
но могут использоваться и другие красители (темпера, акриловые краски
и т. д.). Картины пишутся в основном на холсте, натянутом на раму или
наклеенном на картон, на картоне, в прошлом широко применялись
деревянные доски, могут использоваться любые плоские материалы.
Монументальная живопись выполняется непосредственно на стенах и
потолках зданий и других сооружений. В прошлом преобладала живопись водными красками по сырой штукатурке (фреска). В Италии до начала XVI века по высохшей «чистой фреске» практиковалась прописка деталей темперой.
Техника «чистой фрески» требует особого мастерства от художника,
поэтому применялись и другие технологии, например, не такая устойчивая
живопись по сухой штукатурке — секко, позднее росписи выполнялись мало подходящими для монументальной живописи масляными красками.
Цветные изображения на бумаге (акварель, гуашь, пастель и др.)
формально (например, по месту в коллекции) относят к графике, но эти
произведения часто рассматриваются и как живописные. Все другие способы
цветного изображения относятся к графике, в том числе и изображения,
созданные с помощью компьютерных технологий.
Наиболее распространены произведения живописи, выполненные на плоских
или почти плоских поверхностях, таких как натянутый на подрамник холст, дерево, полотно, обработанные поверхности стен и т. д.
Существует также узкая трактовка термина живопись как работ, выполненных масляными красками на холсте, картоне, оргалите и других подобных материалах.